Дополнительная Общеразвивающая Программа
педагога дополнительного образования Полосиной Е. А.
"Основы Хореографии"
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на обучение основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, воспитание эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития ребенка.
Танец – эффективное развивающее средство, способствующее телесно- духовному совершенствованию ребенка. Это один из факторов развития гармоничной и духовно богатой личности. Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму. Он обладает большой силой и интенсивностью эмоционального воздействия, приобщая ребенка к символическому языку жестов и танцевальных движений. Подход к пониманию природы танца осуществляется по принципу
«от простого к сложному». Поэтапное развитие моторики ребенка, сенсорных и мышечных рефлексов, чувства ритма, умения подчинять движение тела музыкальной теме танца способствует общему развитию психических функций детского организма, свойств и качеств растущей и развивающейся личности.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «с помощью собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребѐнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия хореографией разносторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.
Танец характеризует образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по Л.С. Выготскому является ведущей деятельностью дошкольника. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творческих способностей и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.
Учитывая, что в современном обществе на дошкольников уже ложиться большая нагрузка (различные обучающие занятия, подготовка к школе), музыкально-ритмические занятия выполняют релаксационную функцию, помогают в эмоциональной разрядке, способствуют снятию умственных перегрузок и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу,
снимает нервное напряжение. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, телодвижениями.
Актуальность данной программы заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики. Актуальность программы подтверждается статистическими данными медицинских исследований, констатирующих факт роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением осанки, опорно-двигательного аппарата, заболеваний дыхательных путей. В процессе систематических занятий танцами у детей вырабатываются координация, формируется грациозная фигура, правильная осанка. В процессе обучения развивается физическая сила, выносливость, ловкость и сила.
Вспомогательные корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика выполняются из разных положений: на спине и животе, сидя, стоя, на коленях, стоя в полный рост. Упражнения, которые выполняются лежа на полу, разгружают позвоночник, приучают детей сосредотачивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами своего тела. Дети осваивают также правила полного расслабления тела. В результате выполнения упражнений увеличивается гибкость суставов, эластичность мышц и связок, что позволяет ребенку уверенней чувствовать себя в выполнении танцевальных движений. Дети развиваются физически, совершенствуются двигательные навыки, развивается способность самовыражения посредством танца. Все занятия строятся по принципу общедоступности, без ущерба для качества образовательного процесса. Волнообразное построение занятий позволяет рационально чередовать трудные упражнения с легко выполняемыми, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным в данном виде деятельности, естественным
образом поддерживать мотивацию трудной, но достижимой цели. Все выполняемые упражнения отбираются по принципу природосообразности. Соответствуют как строению тела, так и природным функциям опорно- двигательной и мышечной систем организма ребенка старшего дошкольного возраста. Сочетание элементов классического танца с системой вспомогательных упражнений, применяемых целенаправленно и индивидуально, особенно важно в начальный период обучения, когда организм еще пластичен, податлив к тренировкам. Это позволяет в ряде случаев проводить занятия с детьми с некоторыми физическими ограничениями и успешно корректировать неблагоприятные тенденции развития. Занятия расширяют двигательные возможности ребенка, а его сфера личности обогащается положительными эмоциональными переживаниями радости достижения ранее недоступной сферы деятельности, общения с другими детьми, успешных выступлений на показательных мероприятиях.
Педагогическая целесообразность программы. Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на синтез различных видов деятельности (танцевальной, музыкальной, литературной, игровой, сценической), а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе.
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение обучающихся к миру
танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
Образовательные
- Формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков.
- Знакомство детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
- Знакомство с правилами поведения на сцене.
- Изучение простейших хореографических терминов.
Развивающие
- Развитие творческих способностей детей на основе личностно- ориентированного подхода.
- Развитие воображения и фантазии детей в различных видах деятельности.
- Развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма).
- Развитие хореографических способностей.
- Развитие психических процессов (внимание, память, мышление).
Воспитательные
- Формирование готовности к межкультурному взаимодействию, интереса к культуре русского народа и других народов Земли.
- Организация взаимоотношений со сверстниками.
- Формирование ответственного и бережного отношения к своему организму.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1,5 академический час (60 мин.). Общее количество часов – 96 часов.
Нормы наполнения групп – 10-15 детей.
Принимаются дети, имеющие допуск врача по физическому здоровью.
Форма организации образовательного процесса:
- практическое занятие;
- комбинированное занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая;
- ансамблевая.
Занятия должны проводиться в помещении, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал для
занятий должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:
- раздевалки;
- аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Для проведения занятий необходимо следующее материально- техническое оснащение: коврики для занятий партером, скакалки в необходимом для занятий количестве, магнитофон, музыкальные записи. Используемый музыкальный материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трѐх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.
- Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей.
- Заключительная часть занятия длится от 5 до 10% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, эмоциональная релаксация. В конце занятия подводится итог.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу учебного года обучающиеся
должны знать:
- Назначение спортивного зала и правила поведения в нѐм.
- Основные танцевальные позиции рук и ног.
- Понятия: круг, шеренга, колонна.
- терминологию, используемую на уроке;
должны уметь:
- Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения.
- Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
- Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки.
- Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
- Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры.
Оценка результативности освоения программы обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Основными методами диагностики по программе являются:
- метод педагогического наблюдения;
- открытые занятия;
- концертные выступления.
В конце учебного года педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Постепенно социализируется, адаптируется к социальной среде. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Содержание программы
- Вводное занятие.
Знакомство с учениками. Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Знакомство детей с учебным помещением, его оборудованием. Техника безопасности на занятиях.
2. Основные движения
Используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений.
Изучение движений разминки, из которых составляются различные разминочные комплексы. Каждый комплекс может выполняться от 2 до 6 месяцев.
- Поклон-приветствие.
- Понятие осанка. Постановка корпуса.
- Позиции ног – I естественная, II, III,
- Позиции рук - на талии, внизу, вверху, подг., I, II,
- Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
- Положения головы. Прямо, наклоны вверх-вниз; вправо и влево, повороты вправо и влево. «Кукушечка».
- Поднимание на полупальцы по VI позиции.
- «Пружинка» - легкое приседание. По 1, по 2, по 4, по Чередование с подъемом на полупальцы.
- «Мячик» - прыжки по VI позиции. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.
- Упражнения для рук и кистей. «Дельфинчик», «Ветер в ладоши» и др.
- Упражнение для плеч. Поднимание-опускание плеч (совместное и поочередное), круговые движения. Изоляция от корпуса.
- Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
- Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.
- Наклоны корпуса вперед с прямой спиной и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться наклоны могут как по VI позиции, так и по II невыворотной позиции.
- Притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
- Тройные притопы с остановкой.
- Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по четыре, по два шага в каждую точку.
3. Азбука музыкального движения
Изучаются рисунки танца. Движения исполняются в соответствии с музыкой. При смене характера музыки, меняется направление рисунка, вид движения. Дети приучаются следовать за характером музыки, ее темпом и ритмическим рисунком.
- Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятка, высокий шаг в разном темпе и ритме.
- Бег – легкий, широкий (стелящийся), острый.
- Прыжковые движения на месте, с продвижением вперед.
- Подскоки
- Галоп боковой, вперед по 3 позиции.
- «Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в классе, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Танцевально-образные движения
Представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
- Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
- Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.
- Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.
- Во время работы над образом прорабатываются:
- Движения (гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства).
- Позы (устойчивое выразительное положение).
- Ракурсы (положение исполнителя в позе на определѐнное количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпольман, анфас, профиль)).
- Жесты (устойчивое положение или движение, несущее на себе конкретную образную нагрузку).
- Мимика (отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения).
6. Партерная гимнастика
Упражнения:
- упражнение на подвижность голеностопного сустава
- вытягивание и сокращение стопы;
- круговые движения стопой;
- упражнение на развитие шага
- «Боковая растяжка»
- «Растяжка с наклоном вперед»
- «Часы»
- упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
- «Неваляшка»
- «Passe' с разворотом колена»
- упражнение на развитие гибкости
- «лодочка»;
- «складочка»;
- «колечко»;
- упражнение на укрепление позвоночника
- «День — ночь»
- «Змейка»
- «Рыбка»
- «Самолетик»
- упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса
- «ступеньки»;
- «ножницы»;
- упражнение на развитие выворотности ног
- «Звездочка»
- «Лягушка»
7. Танцуем, играя
· Упражнения, игры и метр
- Сильные доли и такт:
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
- Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. «Большая прогулка»
- Упражнения, игры и фразировка. «Воспроизведи стих», «Повтори»,
«Метро».
- Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4,
4\4)
- Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры
2\4, 3\4, 4\4)
- Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4)
- Упражнения, игры и темп. «Если весело живѐтся, делай так»,
«Поймай ритм»
- Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы
- Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки
- Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением
- Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе
- Упражнения, игры и динамика. «Игровой модный рок», «Встаньте в круг по ...», «Запрещѐнное движение», «Музыкальные обручи», «Печатная машинка».
- Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением
- Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением
- Упражнения, игры и характер музыкального произведения. «Оркестр», «Качающиеся обручи»
- Соотношение характеров музыки и движения
8. Постановочно-репетиционная работа
При постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотрудничеству. Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов
9. Открытые мероприятия для родителей, концерты
Открытые занятия проводятся 2 раза в год – декабрь и май.
Методическое обеспечение программы
В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, позволяющая учебно- воспитательному процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному составу:
- по подгруппам;
- групповая;
Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.
Литература:
- Барабаш А.Н. Хореография для самых маленьких –СПб.: Белый ветер, — 108 с.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение,
– 256 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, - 220 с.
- Васильева Т. И. Балетная осанка. Метод. Пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., – 48с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, – 203 с.
- Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, – 64 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
71с.
- Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике –3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Музыка, 1972. — 53 с.
- Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993. – 32с
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей : популярное пособие для родителей и педагогов /. – Ярославль : Академия развития, – 240 с.
- Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, – 256 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально- игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец
«Фитнес- Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007
– 384с.
- Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40
с.